излучение

Когда-то физики договорились, что излучение — это способность материального объекта испускать порции энергии в виде волн и частиц одновременно. Это, конечно, предельно упрощенная трактовка, но, как говорится, чем богаты. Что сами поняли, то и вам принесли.

По поводу излучения написана куча монографий, диссертаций, учебников… Однако последние исследования озадачивают не только физиков, лириков и преподавателей средних школ: даже дух Эйнштейна пребывает в замешательстве, наблюдая за тем, что происходит в большом адронном коллайдере. И окончательно запутывает дело тот факт, что основную часть всех этих волн и частиц мы не видим — точнее, мы не видим вообще никаких волн, кроме привычного солнечного света.

частицы

ЧАСТИЦЫ

Попробуем разобраться. Излучать что-нибудь может любое тело, если его сильно нагреть или возбудить (ну, то есть почти любое тело, конечно): в возбужденном состоянии атомные ядра, протоны, электроны и остальная внутриатомная мелкота начинают хаотически двигаться, вылетать на поиски приключений и врезаться в другие тела, приводя их частицы в состояние нервного тремора. Так вот: потоки летящих частиц и называются излучением.

Альфа-излучение

Если выражаться коротко и ясно, поток альфа-частиц — это тяжелые и медленно летящие ядра гелия-4. Большие, неповоротливые альфы, появившиеся в результате ядерных реакций, с трудом проникают куда-либо: в неорганику — на 3,7 см, а в живые организмы — всего на 0,05 мм. Так что если вы обернетесь рулоном туалетной бумаги, то легко спасетесь от альфа-потока, но если употребите порцию радионуклидов внутрь — обеспечите себе верную смерть. Долгую и мучительную.

Чем полезно
А ничем. Кроме, пожалуй, радоновых ванн. Радон — это изотоп радия, излучение которого помогает от депрессий, подагры и всяких там дерматитов. Главное — не перестараться.

Чем опасно
Альфа-лучи, особенно высокой интенсивности, вызывают разрушение ДНК и клеточных оболочек, но их легко остановить защитной одеждой, а в помещение они не проникают вовсе.

Бета-излучение

Поток электронов или позитронов, возникающих все при тех же ядерных реакциях. В живые ткани бетачастицы проникают лишь на несколько сантиметров, а для защиты достаточно алюминиевой пластины толщиной в несколько миллиметров.

Чем полезно
Когда электроны попадают в люминофор (вещество, преобразовывающее излучение в видимый свет), начинается свечение — этот процесс мы наблюдаем каждый раз, когда включаем обычную люминесцентную лампу.

Чем опасно
Если вы попали под несанкционированный поток бета-частиц, первое, чего действительно стоит опасаться — ожог кожи. При длительном воздействии на организм это излучение вызывает полноценную лучевую болезнь.

Гамма-излучение

Жесткое излучение, состоящее из высокоскоростных фотонов, которые поглощаются свинцом и другими тяжелыми элементами.

Чем полезно
Полезно гамма-излучение тем же, чем и опасно: способностью разрушать живые клетки. Онкологи успешно используют это свойство для лечения раковых опухолей, направляя точно сфокусированный поток жесткого излучения на пораженный участок тканей.

Чем опасно
Существует мнение, что доисторические моллюски и 90% другой живности ордовикского периода
(443 миллиона лет назад) погибли в страшных муках именно по вине жесткого космического гаммаизлучения. Где-то в дебрях космоса бахнула сверхновая, и поток фотонов спалил всех, кто не успел спрятаться.

На Земле существует и естественный гамма-фон (его создают космическое излучение и ядерные реакции в недрах планеты) — в некоторых районах Франции, Индии, Бразилии и других стран он многократно превышает средние значения, что не мешает тамошним жителям прекрасно себя чувствовать.

радиоволны

РАДИОВОЛНЫ

Электромагнитное излучение с частотой волны от 3 килогерц (кГц) до 3000 гигагерц (ГГц) увидеть тоже никак нельзя, тем не менее оно присутствует повсеместно. Длина таких волн колеблется в диапазоне от 100 000 км до 0,1 мм.

УВЧ

Ультравысокочастотное излучение — это дециметровые радиоволны длиной от 1 метра до 10 см и частотой от 300 до 3000 МГц.

Чем полезно
Когда-то УВЧ-установка в школьном медпункте была местом, где каждый сопливый школьник мог на законном основании прогулять нелюбимый урок. На самом деле с помощью УВЧ можно излечить не только насморк, но и массу других недугов — за счет преобразования излучения в
тепловую энергию.

Чем опасно
Тем же, чем и полезно, — глубоким проникновением в ткани: в невидимом свете радиоволн стремительно начинают расти раковые клетки. И еще говорят, что УВЧ пользуются спецслужбы, когда хотят без лишних хлопот устранить неугодного человека: его просто облучают достаточно
долго и сильно, чтобы он покинул этот грешный мир, а патологоанатом обнаружит при вскрытии симптомы какого-нибудь банального, но смертельного заболевания. Удобно, да?

СВЧ

Сверхчастотное радиоизлучение, от 3 до 300 ГГц и длиной волны от 30 до 0,1 см.

Чем полезно
Микроволновками, сотовыми телефонами и устройствами типа Bluetooth, WiFi и WiMAX. Все они используют для работы СВЧ-волны, что и вызывает ожесточенные дебаты на тему ”опасно-неопасно”.

Чем опасно
СВЧ-излучение в больших количествах подавляет работу головного мозга, повреждает нервную систему и сердце, а направленные и продолжительные высокочастотные колебания способны свести с ума, лишить памяти и зазомбировать даже очень стойкого индивидуума. Это означает, что спать, сунув голову во включенную микроволновку, 20 лет подряд — вредно. Нет — очень вредно! Во всех остальных случаях (когда прибор выключен, вы не находитесь возле него нон-стоп и так
далее) СВЧ-излучение вас попросту не коснется.

Инфразвук

Волны длиной от 25 м, которые можно было бы называть звуковыми, если бы мы могли слышать в частотном диапазоне от 25 до 0,01 Гц. Тем не менее такие звуки есть: их создают колебания, возникающие в воздухе, воде или земной поверхности — например, во время землетрясения или цунами. Работающие механизмы и автомобили, несущиеся на сотне и более в час, тоже источники инфразвука.

Чем полезно
Явную пользу из инфразвука извлекают только киты: с его помощью они общаются.

Чем опасно
Если вы не кит, то частота 7 Гц (совпадающая с природными ритмами человеческого мозга) может спровоцировать тошноту, звон в ушах, ухудшение зрения и безотчетный страх. Чем мощнее инфразвуковое излучение, тем сильнее поражается мозг и сердце; длительное воздействие гарантирует полную слепоту.

солнечный свет видно

СВЕТ

Свет, который мы видим, — тоже излучение, хотя доступная человеческому глазу его палитра — лишь небольшой отрезок диапазона. Остальное улавливают только приборы.

Инфракрасное излучение

Начинается там, где заканчивается красная часть видимого спектра. Вы можете быть уверены, что
любой теплый предмет испускает инфракрасные лучи. И человеческое тело тоже.

Чем полезно
Приятным теплом и комфортными ощущениями, особенно если источник инфракрасных лучей оборудован стройными ногами, пухлыми губами и внятным бюстом.

Чем опасно
Ничем, если не перегреваться.

Ультрафиолет

Часть солнечного излучения, прокоторую всегда пишут на солнцезащитных очках и кремах от загара. В спектре находится почти там же, где сидит фазан — собственно, сразу после фазана.

Чем полезно
В разумных количествах способствует выработке витамина D и симпатичному золотистому загару
на бледнеющих за зиму телах.

Чем опасно
Злоупотребление соляриями и пляжами может привести к кожной злокачественной меланоме, базальноклеточной карциноме, фотостарению кожи, куриной, полярной и просто слепоте, катаракте и конъюнктивиту. В общем, вы уже поняли: доза — это в любом деле
главное.

фото обои ренгена

ТОП-4 излучений

Самое известное
Рентген
Как-то раз немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген случайно обнаружил излучение, способное
проникать сквозь многие непрозрачные предметы и засвечивать фотопластины, и уже к 1919 году рентгеновские трубки широко использовались для диагностики переломов, а ушлые коммивояжеры предлагали подглядывать за дамами в специальные рентген-бинокли. Господин же Рентген был человеком бескорыстным, поэтому изобретение свое не запатентовал и претензий никому не предъявлял, однако стал первым в мире лауреатом Нобелевской премии в области физики, которую великодушно пожертвовал на восстановление послевоенной Германии, за что и умер в бедности и одиночестве от рака (как и большинство физиков, работавших с радиоактивными элементами в первой половине прошлого века).

Самое популярное
Аура
Персональное излучение человека (и любых живых организмов), видимое для спецагентов КГБ,
йогинов, бабок-ворожеек и прочих экстрасенсов. По сути это свечение (определенного цвета
или нескольких цветов) вокруг нас: аура энергетически сильного индивида яркая и распространяется на метр-полтора от границ физического тела, а больной или уставший человек освещает не больше 10 см вокруг себя, и при этом его ореол весь в темных пятнах (дырах). Впервые ауру сфотографировали в 1939 году — наши исследователи, супруги Семен и Валентина Кирлиан, изучавшие эффект свечения электроразряда на поверхности предметов.

Самое прибыльное
Сетка Хартмана
Биоэнергетические полосы, пересекающие всю Землю как меридианы и параллели, но с частотой полтора-два метра, начинаются в недрах земли и теряются в космосе, проникая сквозь бетон, свинцовые плиты и вообще все что угодно. Вдоль полос скапливаются активные радикалы молекул, электроны и протоны, а в точках пересечения образуются пятна размером около 30 см — геопатогенные зоны, которые, говорят, провоцируют самые разнообразные заболевания у детей и взрослых. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но хорошо запуганные клиенты платят приличный гонорар тем, кто умеет находить вредоносные места и обезвреживать их — то есть лозоходцам с биолокаторами.

Самое энергичное
Пси-лучи
Когда про них слышат материалисты, они тут же начинают плеваться, кидаться тухлыми помидорами, рвать волосы на себе и оппонентах: в силу инертности мышления пси-лучи не принимаются в расчет традиционной физикой и медициной (в отличие от средневековой Инквизиции, которая с удовольствием устраивала файер-шоу из граждан, обладающих мощной психической энергией). Тем не менее многие считают, что пси-лучи существуют — исцеляют без лекарств и вообще всяко помогают по жизни. Более того, есть категории граждан, которые опасаются подвергнуться дистанционной пси-обработке — а вдруг после нее они убьют соседей, дойдут пешком до Антарктиды и провозгласят себя императорами всех тамошних пингвинов?